Павел  Аронсон

ТРИАЛОГ КОНФЕССИЙ: ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН? КАК ЕГО ВЕСТИ?

    Термин  « Триалог   конфессий»   нами   был сочинён и использован  при  разработке   Устава  АДИР ("Ассоциации  дружбы и сотрудничества  граждан   Израиля  и  Роcсии"),  которая     была  официально  зарегистрирована  в  качестве  некоммерческой  "амуты" (товарищества)  в  августе  1999  года.  Действительно, в  наше  время,  эпоху  поисков  духовного  сближения  и  единения  человечества,  трудно  укреплять  «дружбу и  сотрудничество»   между  такими  странами  как   Израиль  и  Россия,  игнорируя  эту  важнейшую  область  общественного  самосознания.  Опыт   конфликтов  и  сосуществования  трёх  главных  монотеистических  «авраамических»  религий  (христианства,  ислама,  иудаизма)  насчитывает  более    тысячи  лет.     Актуальность   взаимного  ознакомления,  общения,  обсуждения,   жизненная  необходимость  отнюдь   не   антагонистических,  а  творческих,  созидательных   дискуссий  в  рамках   «триалога»   имеет прямое  отношение  не  только  к  Иерусалиму  (духовному   центру  всех  авраамических  конфессий),  к  Израилю,    к  «Святой   Земле»,   но  и  ко всему  Ближнему  Востоку,  к  России,  к   континенту  «Евразия»,  да  и  ко  всему  человечеству.   Ведь  более  половины  его  проживает  в  странах  иудео-христианской   и  исламской  цивилизаций. 
   Идею     такого  "триалога"  с самого  его  начала  легко  и  просто  извратить,  скомпрометировать  и  полностью  сорвать  (  и  очень  надолго),  если  подойти  к  делу  поверхностно,  не  вникая  глубоко  в  суть  проблемы,  не  обладая непреклонным  желанием  достичь  ожидаемого  положительного  результата.    Выражаясь  образно,  предстоит  филигранное "хождение по  лезвию  бритвы".                              Необходимо  полностью  сконцентрироваться  на  положительных  аспектах  каждого  из  религиозных  мировоззрений,  исходя из  современных  общечеловеческих  гуманистичеcких  ценностей.  Искать  и  наводить  мосты   через  пропасти  разногласий,  а не сваливаться  в  них.  Защищая  собственные  идеалы  и  предлагаемые  пути  их  достижения,   к а т е г о р и ч е с к и  избегать  открытой  прямой  критики  фундаментальных  (но  нами  абсолютно  неприемлемых)  взглядов  оппонента  по  обсуждаемой  проблеме.  Неустанно,  всеми  возможными  силами  и  средствами  избегать  безвыходных,  "тупиковых"  ситуаций  в  ходе  даже  самой  острой  дискуссии, а  в  заключении  её  всегда  стараться  "оставить  лучик  надежды"  на  достижение  взаимопонимания.
     Исключительную, принципиальную  важность  имеет  чёткая и  твёрдая  защита  основных  принципов  и  критериев собственного религиозного  мировоззрения  каждым  из  участников  дискуссии  при  одновременном   искреннем  стремлении  наиболее  полно и  объективно  понять,  глубоко  осознать  точку  зрения  оппонента.
       В  ходе  дальнейшего  развития  и  расширения  масштабов  дискуссии,  на  наш  взгляд,  станет  возможной   (обязательно  на   взаимной  основе!)   самокритика  (но  не  критика  со  стороны!)  явно  устаревших  второстепенных  нарративов  каждой  из  конфессий,  явно не  выдержавших  историческую   проверку  временем  на  протяжении  многих   веков  их  исповедания
      Полностью  исключаются, категорически  запрещаются  попытки  "миссионерства",  любых  форм  психологического   и  другого  давления   на   участников   дискуссии  -  с  целью  их  идеологической  и  религиозной  переориентации.   Центральное  внимание  всех  участников  полемики  должно  быть  направлено  на  разработку  путей  и  методов   полного  и  безоговорочного  устранения  насильственных,  военно-административных  и  террористических  акций   для  решения  конфессиональных  проблем  и  конфликтов.
      Уже  на  данном  этапе  целесообразно  определить  примерный  перечень  первоочередных  конкретных  тем ,  проблем  и  вопросов,  представляющих  наибольший  интерес  для  подлинно  конструктивного  обсуждения,  и   наметить  круг  наиболее  авторитетных  и   компетентных  авторов  (докладчиков),  которых  следует  пригласить   к  активному  участию  в  дискуссии.
   Таким  вот  вступительным  словом    счёл  нужным   я   предварить  одно  из  самых  первых  заседаний  дискуссионного   клуба  «Триалог  конфессий»,   официально  открывшегося     15  декабря   2015 года   при  Иерусалимской  городской  русской  библиотеке.
    Ну  где  же,  как  не  в  Иерусалиме,  начинать  такое,  в  прямом  смысле  слова,  богоугодное  дело?  Ведь  именно  столица  Святой  Земли  явилась  колыбелью    или  одним  из важнейших  мест  поклонения  и  паломничества   авраамических  религий.   Значение   обсуждаемой  проблемы     трудно преувеличить.  И  теперь  уже  по всеобщему  признанию,  даже  наших  заклятых  врагов,  роль  еврейской   (иудейской)  цивилизации   в  истории   человечества    далеко  не  соответствует  нынешним    демографическим  пропорциям  распространения  ведущих  монотеистических  конфессий.  Сознавая  свою  историческую   миссию  и  свою  ответственность  перед  миром,  мы,  евреи,  и,  особенно,  в  собственной  стране,  в  Израиле,   должны  чётко и  творчески  оценивать  ситуацию,  понимать,   что  на  этот  раз   мы  можем  взять  собственную  судьбу  в  свои  руки    и,  мудро и конструктивно  сотрудничая  с  народами  планеты,  не  превратиться,  как  это  не  раз  бывало,  в  « жертвенного агнца».
      В  наступившем  двадцать  первом   веке    объективное,  научное  познание  мира   в  массовом  сознании  народов   причудливо  сочетается  с  вековыми  и  тысячелетними   традициями, верованиями,  привычками  и  предрассудками.  Современная  действительность  даёт  всё  больше  подтверждений тому,  что  религиозное  самосознание  пытается  как-то  приспособиться  к  бесспорным  научным  истинам,  воспринять   и  рационально  их  использовать.  В  свою  очередь,  светское   мировоззрение  всё  более  пристально   присматривается   к  сложившимся  тысячелетиями  лучшим  морально -  этическим  нормам  поведения  религиозных  людей  и  берёт  их  на  вооружение,  принимает    для  себя как  оптимальный  образец.   В результате   проявления  подобных   встречных,    взаимно    не  противоречащих    тенденций,   полномасштабные   религиозные   войны    уходят   в   прошлое,   правда,  к  сожалению,    далёко не   всегда. ( Например,  нынешнее   суннито- шиитское  противостояние).  А  в  войнах  этих  на  протяжении  тысячи  с  лишним  лет  погибли   миллионы   людей,  по  большей   части  -   невинные  жертвы.
  Сейчас   смертельная  опасность  нависла  над  всем  миром,  включая  Западную  Европу,  переполненную   и  ранее  прибывшими    иммигрантами    и   нынешними  беженцами   из  мусульманских  стран,    среди  которых  затесалось ,  как  выясняется,  немало  специально  засланных   террористов ,  подготовленных   «Исламским  государством»,  Эль-Каедой,  талибами  и  другими  т.п.   полу-бандитскими   международными  организациями.   Преодолеть  это  зло  можно  только   в  союзе  с  умеренными  исламскими   режимами   и  соответствующими  идеологическими  центрами  в  этих  государствах  и  других  странах  мира.
    Но  было  бы  роковой  ошибкой  забывать,   что  за  раздуванием  жупела  исламской   угрозы   могут  также  скрываться  куда  более  опасные  для  всего  человечества  агрессивные  силы  зла, «под  завязку» оснащённые  современным  ядерным  оружием   и  немедленно  готовые   его  применить.
         Вся  надежд   -   на  людям  дарованный  Вс-шним   божественный  инстинкт  самосохранения.   Он  не  раз  их  спасал. Спасёт  и  сейчас.   Представители   всех  конфессий  и,  особенно .   авраамических,   монотеистических  религий,  верящих  в  Единого  Б-га,   Создателя  Вселенной,   должны  сплотиться,  объединить   усилия,  найти  между  собой  в  этом   деле  общий  язык,   чтобы  их  победа  была  бы  как  можно  более  быстрой,   безоговорочно   необратимой,  с  наименьшим  количеством  жертв.  Только  тогда   охватившие     весь  мир процессы  глобализации   получат  духовную  основу,  морально-этическое   воплощение   и  оправдание. Современная  федеративная  Россия, где  процессы  взаимной  религиозной   толерантности  и  терпимости   получили   столь  широкий  размах,  и   Государство  Израиль,  расположенное  на  Святой  для   большинства  народов  мира  Земле,  не  только   могут  и  должны,    но  и  фактически  расширяют   совместные   дружеские  усилия  и  сотрудничество    в  этом  жизненно  важном   для  всего  мира   поиске   и   подвижничестве.    Ведь  ещё  в 1970-х  годах  была  возобновлена  деятельность  Израильской  ассоциации  религиозного  взаимопонимания  (Israel  Interfaith  Association   -  IIA),   основанной  в  1938  году  великим  еврейским  и  израильским  философом  и  хасидским  теологом  Мартином  Бубером.    Ныне  её  руководителем  является    проживающий  в  Иерусалиме   христианский  священник  д-р  Михаель  Крупп,  являющийся    верховным     представителем  протестантской  церкви  при  Храме  Гроба  Господня .  Совместно  с  АДИР,   возглавляемой  в  настоящее  время  Президентом   д-ром  Зеевом  Ицхаром   и  ставящей  в  качестве   одной  из  своих  важнейших целей  развитие   движения  «Триалог»,   мы  надеемся  на  серьёзное  продвижение  в  самое ближайшее  время  в  направлении   решения  поставленных  нами  перед  собой  задач.
В  странах,  где  наиболее  распространены   или  преобладают  авраамические  монотеистические конфессии,  что  примерно  соответствует  понятию   «иудео-христианской   и  мусульманской  (исламской)  цивилизаций»,  проживают  более  половины  (56.2 %)  населения  планеты. (Причём  в  долю  эту  не  входят  сотни  миллионов  христиан  и  мусульман,  проживающих   в Китае,  Индии,  Японии).
Появление  и  широкое  распространение  ислама  в  качестве  новой  монотеистической   авраамической  религиозной  конфессии   и,  тем  более,   частичное  вытеснение  им  ранее  существовавших   подобных  религий,  как  это  произошло  с  исламом  по  отношению  к  христианству,  никак  нельзя  признать  случайным.  И тогда,  и  сейчас  эти  процессы  и  явления  определялись  целым  рядом  объективных  факторов,  в  том  числе,  морально-этических .   А  не  только  исключительно  как  результат   грубого  тотального  насилия    ислама  по  отношению  к  христианству,  почти   на  шесть  веков  ранее  появившемуся.    Насилие  это  было  в  многократной  степени  превзойдено  и  в период  крестовых   походов, в том  числе,   в  отношении  мусульманского  и  иудейского  населения  Святой  Земли,  и  в  последующем,  во  времена  разделов  и пределов  остального  мира  европейскими  державами-метрополиями.     Развал  Османской  империи  и  колониальные  войны  Нового  времени  привели   к  захвату  государствами,   принадлежащими  к  христианскому  миру,  множества  территорий  и  подчинению  населяющих   их,  главным  образом,   мусульманских  народов,  племён,  народностей.  Поэтому  и  национально-освободительное    движение  в  двадцатом  веке  чем  далее,  тем  более  приобретало  характер  религиозных   войн  против  имперских  метрополий,   преимущественно  христианских.  Главный  и  любимейший  тезис  смертельных  врагов  Израиля  заключается  в  лживом   и  клеветническом  приравнивании  его  борьбы  за  существование  с  подавлением  справедливой антиимпериалистической  борьбой    арабских  народов  за  свободу.   Таким  образом,  рост  исторически  неизбежного  и  закономерного  арабского  национализма   и  стремления  к  политической  независимости  искусственно  натравливался  и  натравливается  на стремления  еврейского  народа  к  самоопределению  на  своей   исторической  родине,  на  сионизм.  «Закусив  удела»,  исходя  из   своих  собственных   имперских,  панисламских  амбиций,  этим  самозабвенно  занимается   Иран  под  властью  аятолл.  Но  и  не  только  он.  Хватает  в  мире  и  других  сил,  а  также  отдельных  личностей   в  немусульманском  (в  том  числе,  христианском)  мире,   желающих  разжигать   арабо – ( мусульмано)   -  израильский  конфликт   или  же   «держать  его  на  медленном  огне».  Исходя    из    своих  собственных  корыстных  (а,  по  существу,  преступных)  интересов.     Против  чего  решительно  и  неоднократно    выступал  первый  “Чрезвычайный  и  Полномочный   Посол  Российской  Федерации  в  Государстве  Израиль”   Александр  Евгеньевич   Бовин …
 … Трудно удержаться  от  сравнения,  при  всей  его  условности,    общих  характерных  особенностей   мировых  религий  (конкретно:   христианства  и  ислама)  в  зависимости  от  их  “возраста”.  Исламу  с  момента  его  возникновения   -  менее  полутора  тысячи  лет .  Точнее  -  менее  1400  лет.  А  каким  было  христианство  в  Европе   в  XV -   XVI – XVII  веках ?   Противостояние  католиков  и  протестантов,  Варфоломеевская  ночь  (1589 год),  Тридцатилетняя  война  в  центре  Европы  в первой  половине  XVII  века  ,   бегство  христианских  «диссидентов»  в  Северную  Америку…  Не  напоминает  ли  это  нам    нынешнее  суннито-шиитское   кровавое   взаимное  «недопонимание»,   жесточайшую  борьбу  за  сферы  влияния?  Не   относительно  ли «юношеским»   возрастом    мусульманского  мира  объясняется  часто  наблюдающиеся  в  нём  сейчас  пассионарность,  экзальтированность,  религиозный  экстремизм?   Одни  лишь  зверские  «художества»  ИГИЛ  (Исламского  Государства)  чего  стОят!  А ещё  ведь существуют  Эль-Каеда,  талибы, салафиты, “ Корпус  Cтражей  Исламской  Революции “(КСИР)  в  Иране … и  т.д.  и  т.п…
   Только  и  прежде  всего  коллективное   «возрастное  недомыслие»  не позволяет  понять  большинству мусульман,  что  появление  на  Ближнем  Востоке   еврейского  государства  в  Стране  Израиля  ( в Эрец   Исраэль)  является  для них  не  проклятием,   а  величайшим  благословением,   ниспосланным  Аллахом. Особенно,  учитывая  наш  научно-технический,   экономический  и  социально-культурный   уровень,  относительно быстрые  темпы  развития,  потенциальные  возможности   и  искреннее желание  помогать  своим  «тоже  семитским»   по  языку  и  по  происхождению  соседям…  Из-за  прокатившихся  за  семь  десятков  лет  нескольких  войн,  продолжающегося  враждебного  нас  неприятия  и  понесённых  нами  человеческих  и  материальных  жертв,  евреям  тоже  трудно  и  непросто  перестроиться,  чтобы  понять  свою  судьбоносную  положительную  роль  в    регионе  Ближнего  Востока,  выполнение  которой  приведёт  к  его  полному  и   всестороннему  преображению  и  расцвету.   «Триалог»,  как  необходимая   духовная  составляющая  подобного  развития  события,  при обязательном  активном,   творческом   и   конструктивном   участии  «третьего  партнёра»   -   христианской  цивилизации  (и, особенно  столь  здесь   востребованного  православия)   явится   важнейшим,  жизненно  необходимым   инструментом,  фактором   эффективной  реализации  светлых  надежд  не  только  проживающих  тут    народов,   но  и  остального   мира,   пристально  следящим  за  ходом  событий  на  Святой  Земле.